Васубандху. "Тримшика" - "Тридцать строф"

Согласно махаянской традиции Асанга, брат Васубандху, разочаровавшись в буддийской школе Махишасака (Mahisasaka), философию которой он изучал, удалился в лес, где безуспешно медитировал в течение двенадцати лет, пока Бодхисатва Майтрейя (Maitreya) не сошёл к нему с неба Тушита (Tusita) — одного из множества небес в буддизме, особенно важного для школы Йогачара, чтобы дать ему наставления. Он продиктовал Асанге пять трактатов, которые и легли в основание школы Йогачара. (В буддизме махаяны Майтрейя представляет собой нечто вроде Мессии: это грядущий Будда, который придёт на Землю тогда, когда все живые существа будут достаточно подготовлены для вступления в нирвану.)

Следует отметить, что, хотя буддисты считают Васубандху и его брата основателями школы Йогачара, сочинения, проникнутые духом этой школы — такие, как "Санди-нирмочана-сутра" , то есть "Сутра о развязывании узла", —были известны уже за столетие до них. Считается, что в конце концов Асанга "обратил" в учение Йогачары и брата, после чего Васубандху стал писать комментарии и трактаты, излагающие наставления Майтрейи. Один из них, "Мадхьянта-вибханга"("Madhyanta-vibhanga"), то есть "Различение середины между крайностями", состоит из строф, произнесённых Майтрейей и сопровождаемых комментарием Васубандху. В этом тексте сделана попытка модифицировать основное для Нагарджуны понятие "пустотности" (шуньята, sunyata), чтобы оно не только не опровергало, но и подтверждало идеи йогачары.

Трактат Васубандху "Тримшика" ("Trimsika"), то есть "Тридцать строф", несмотря на свою краткость, является одним из самых зрелых трудов философа. В сжатых и точных стихах Васубандху излагает свою доктрину виджняпти-матра (vijnapti-matra), то есть "только сознания", формулируя теорию восьми сознаний йогачары с позиции Абхидхармы, вкратце объясняя теорию йогачары о трёх природах и завершая трактат изложением пятиступенного пути к просветлению. Восемь сознаний — это пять сенсорных сознаний (зрение, слух и т.д.), эмпирическое сознание, рефлективное сознание (манас, manas) и алайя-виджняна.Васубандху описывает каждое из них и объясняет, как его преодолеть. Цель теории виджняпти-матра заключается не в том, чтобы установить некое подобие трансцендентального идеализма или объективировать ум как нечто реальное, как считали многие исследователи. Напротив, цель, открыто объявленная в "Тридцати строфах", — это угашение восьми сознаний через "низвержение их основы" (ашрайя-паравритти). Различающее сознание (виджняна, vijnana) обладает свойством выдавать проекции своих желаний и склонностей за картину внешнего мира, которая кажется реальной картиной мира. Поэтому продукцию различающего сознания следует заменить прямым, непосредственным знанием (джняна, jnana). Пятиступенный путь ведёт человека к просветлению, которое в других текстах йогачары описывается как преображение алайя-виджняны в "великое сознание-зеркало", без всяких предпочтений, склонностей, предвосхищений и привязанностей точно отражающее всё, что находится перед ним.

Теория "трех самосущих природ" (три-свабхава, trisvabhava), излагаемая во многих текстах йогачары (включая отдельный трактат Васубандху), утверждает, что есть три "самосущие природы"(свабхава), или познавательные сферы:

Иллюзорная сфера, создаваемая сознанием; она нереальна и творит гипостазированные сущности, или "самости".

Сфера каузальной зависимости; когда она смешивается с первой сферой, это приводит к тому, что производные потока причин и условий начинают принимать за самостоятельные и неизменные сущности.

Сфера совершенствования, действующая наподобие "пустотности" у Нагарджуны и устраняющая все следы гипостазирующего мышления и познания. Это противоядие (пратипакша, pratipaksa), "очищающее" от иллюзорных конструкций каузальную сферу, которая, будучи полностью освобождена от всех загрязнений, становится "просветлённой".

Эти "три самосущих природы" (три-свабхава) называют также "отсутствием самосущих природ" (них-свабхавата, nihsvabhavata), поскольку в них нет строго установленных, независимых, постоянных сущностей, и поэтому их не следует гипостазировать. Первая "природа" полностью нереальна, третья — полностью "пустотна", а вторая (которая только в конечном счёте и представляет собой "реальность") не является строго установленной, поскольку она может быть смешана либо с первой, либо со второй.

http://www.bharatiya.ru/india/ucitela/vasubandhu.html

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход